«Айтрекеры — это как раз те устройства, в основе которых лежит технология отслеживания положения глаз. Они обеспечивают пользователю два основных преимущества, — говорит Оскар Вернер, главный исполнительный директор мобильной платформы Sinch и бывший вице-президент Tobii Tech. — Во-первых, они информируют компьютер или мобильный гаджет о том, что интересует человека прямо сейчас. Во-вторых, предоставляют дополнительный способ взаимодействия с техникой, который увеличивает пропускную способность передачи данных».
Не исключено, что технология управления взглядом очень скоро станет стандартной функцией смартфонов, ноутбуков и настольных мониторов нового поколения.
«За последние годы айтрекинг из многообещающей технологии стал частью конкретных устройств, которые широко используются в разных сферах», — говорит Вернер.
Доминик Порко, бывший главный исполнительный директор digital-агентства Impax Media, утверждает, что снижение стоимости оборудования и увеличение его мощности привели к прогрессу в технологии отслеживания движения глаз. Сюда относятся и новые программные платформы с открытым исходным кодом, и новые более простые и быстрые способы получения данных для разработки моделей алгоритмов.
«Такие компании, как Nvidia, начали выпускать продукты с более мощными графическими процессорами по конкурентоспособным ценам, увеличив скорость распознавания изображений», — подчеркивает Порко.
Он добавляет, что популярные краудсорсинговые площадки, например, Amazon Mechanical Turk, позволили собрать большую базу данных для совершенствования алгоритмов распознавания.
«Эти разработки значительно ускорили прогресс в технологии айтрекинга, позволяя исследователям и разработчикам быстрее проходить циклы экспериментов и внедрения».
Но ни одна технология не будет развиваться, если она не удовлетворяет конкретным требованиям пользователя.
Виртуальная реальность
Компании, которые занимаются VR-гарнитурами, вкладывают большие деньги в айтрекинг, их цель — усилить погружение в виртуальную реальность и подарить пользователю новые возможности.
«VR — это мир цифровой иллюзии, в который мы погружаемся, — говорит Вернер из Sinch. — Но гарнитура VR без айтрекинга работает так: куда направлена ваша голова, с тем объектом вы якобы сейчас и взаимодействуете. Но тут всё сложнее, потому что фокус — это то, куда мы смотрим. И часто есть разница между взглядом и поворотом головы. Гарнитуры виртуальной реальности должны учитывать направление взгляда, тогда погружение станет гораздо более захватывающим».
Технология айтрекинга является ключом к «фовеальному рендерингу» — методике, при которой в полном разрешении рассчитывается только небольшая область поля зрения, т.е. та часть изображения, которую в настоящее время просматривает и видит пользователь виртуальной реальности.
Вернер рассказывает, что благодаря фовеальному рендерингу количество отрисовываемых пикселей сократится на
«Кроме того, айтрекинг позволить уменьшить искажение графики: обычно положение глаз игнорируется при рендеринге графики для VR», — добавляет Вернер.
1. Fove — первой VR-гарнитура со встроенной функцией айтрекинга. Но остальные тоже не отстают.
2. В последние годы Google, Facebook и Apple приобрели стартапы по отслеживанию взгляда Eyefluence и Eye Tribe соответственно. Планируется, что IT-гиганты внедрят их технологии в свои продукты.
3. Отслеживание взгляда также стало частью API OpenXR — открытого стандарта, который получил поддержку Oculus, Google, NVIDIA, Tobii, Intel и многих других.
«Мнение о том, что отслеживание взгляда будет ключевой частью гарнитур следующих поколений, разделяют многие производители шлемов виртуальной реальности, — говорил Вернер в 2016 году. — Это стимулирует развитие технологий и инноваций».
Компьютерные игры
Еще одна успешная демонстрация виртуальной реальности, проведенная в HTC, показала, что сделать погружение в виртуальный мир максимально реалистичным действительно возможно.
На протяжении десятилетий человек использовал геймпады, джойстики, клавиатуры, мыши и другие периферийные устройства, чтобы дать понять компьютерам и игровым приставкам, на что он смотрит. C айтрекером достаточно посмотреть в нужную точку.
«Когда вы хотите взаимодействовать с объектом, вы просто смотрите на него и нажимаете кнопку, — говорит Вернер. — Компьютер понимает, с каким объектом вы хотите взаимодействовать. Вам не нужно перетаскивать мышь или контроллер в то место, на которое вы уже смотрите».
Взаимодействовать с объектом, целиться, менять обзор камеры или направление движения игрового персонажа — делать всё это с айтрекингом гораздо проще и естественнее. Хотя есть риск, что сложные игры внезапно станут слишком простыми.
Айтрекинг влияет не только на геймплей, но и на геймдизайн.
«В играх художники тратят много времени на создание красивой обстановки, — говорит Вернер, — и находятся в постоянной битве с дизайнерами пользовательских интерфейсов, которым необходимо размещать элементы сверху, иначе они будут мешать ощущениям при погружении в игру».
Вернер объясняет, что с помощью отслеживания взгляда можно скрыть пользовательский интерфейс, сделать его прозрачным или видимым только тогда, когда на него направлен взгляд игрока. То же самое может работать и в виртуальной реальности: игровые объекты или персонажи будут реагировать на движения глаз игрока, и симуляция станет более реалистичной.
Компания Tobii предлагает линейку устройств с функцией управления взглядом: приставки-айтрекеры, моноблоки со встроенным айтрекером. Кроме того, Tobii работала с издателями компьютерных игр над версиями популярных игр с улучшенным отслеживанием взгляда, например, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex и Watch Dogs 2 .
Маловероятно, что технология отслеживания глаз в ближайшее время полностью заменит контроллеры, но, по словам Вернера, благодаря ей компьютерные игры будут учитывать один из самых мощных методов взаимодействия, который есть у людей, — наши глаза. Геймеры на ПК смогут использовать еще один механизм управления, дополняющий мышь и контроллер. Это будет способствовать более естественному взаимодействию.
Медицина и доступность
Медицина — ещё одна область, где айтрекинг применяется всё чаще, в том числе для научных исследований.
«Растет интерес к использованию отслеживания взгляда для диагностики и, возможно, лечения неврологических заболеваний, — говорит Брин Фарнсворт, научный редактор биометрической исследовательской компании iMotions. — Например, младенцы обычно любят смотреть на изображения с лицами людей, сцены, в которых есть социальный элемент».
Фарнсворт объясняет, что младенцы, у которых развивается аутизм, отдают предпочтение изображениям с геометрическими фигурами. Для детей с синдромом Вильямса ситуация обратная: им больше нравится смотреть на социальные сцены — людей и их взаимодействие.
«Все это говорит о том,- утверждает Фарнсворт, — что анализ движений глаз может помочь в ранней диагностике».
Исследовательская работа студентов UCSD (Университет Калифорния, Сан-Диего) показывает, что технология айтрекинга является многообещающей объективной методологией для диагностики ранних признаков аутизма, поскольку ее можно применять практически для любого возраста и функционального уровня.
Такие лаборатории как iMotions помогают исследователям лучше понимать и оценивать состояние пациентов за счёт применения айтрекинга.
Компания RightEye использует эту технологию, чтобы помочь врачам в проведении анализов и обнаружении симптомов различных заболеваний: от простого сотрясения мозга до болезни Альцгеймера и дислексии, а также для лечения детей с аутизмом.
Технология управления взглядом является незаменимой для пациентов с ограниченными возможностями здоровья. «Это большая область для реабилитации людей, и она постоянно развивается», — говорит Вернер из Sinch. — Клавиатуры и панели управления с айтрекером дают людям с ДЦП и травмами спины возможность общаться, взаимодействовать со своим окружением, развивать навыки самообслуживания.
Реклама товаров и услуг
Сегодня показатели эффективности рекламы — это просмотры, переходы, взаимодействия с контентом. Но эти показатели не совсем точно отражают продуктивность рекламных кампаний: ботов и накрутки ещё никто не отменял. К тому же трудно понять, как именно человек взаимодействует с рекламой, куда смотрит, что его цепляет. С айтрекингом всё это можно оценить.
«Рекламная индустрия в настоящее время переживает серьезные потрясения, когда дело касается универсальных стандартов измерения взаимодействия с рекламой, — говорит Порко, бывший главный исполнительный директор Impax Media. — В эпоху блокировщиков рекламы и бот-трафика делают вся концепция „видимости“ переопределяется».
С помощью технологии отслеживания взгляда онлайн-рекламодатели могут точно измерить, сколько реальных человеческих глаз просматривают объявления, когда они появляются на странице. Хотя получение точных показателей будет невозможно до тех пор, пока в каждый компьютер и мобильное устройство не будет встроен айтрекер.
«Маркетинговые агентства экспериментируют с биометрическими данными прямого измерения, чтобы точно определять число людей, например, в розничных магазинах, для лучшего понимания аудитории», — говорит Порко.
По словам Порко, эти данные помогают рекламодателям и партнерам оценить интерес аудитории к различным товарам или услугам, сопоставить эту информацию с местоположением, временем и демографическими показателями. Это отлично подходит для покупателей рекламы в средствах массовой информации, которые хотят получить максимальную отдачу от потраченных на продвижение денег. А также для менеджеров магазинов, чтобы им было легче проводить закупки, составлять графики смен сотрудников и так далее.
Розничная торговля и сегодня стремится более эффективно продавать товары, основываясь на сборе информации о покупателях. Однако эта область довольно не прозрачная, часто вызывает споры и нарушает правила конфиденциальности. Тем не менее Порко подчеркивает, что нет необходимости иметь точные данные о конкретном человеке, чтобы извлечь полезные сведения. Достаточно анонимных данных о точке взгляда, возрасте и поле, а также продолжительности просмотра.
Исследования рынка
«Для исследователей рынка важно оценивать взаимодействия и ожидания людей на протяжении всего омниканального пути к покупке и ключевых точек соприкосновения», — говорит Симоне Бенедетто, исследователь UX в итальянской лаборатории маркетинговых исследований TSW .
Бенедетто объясняет, что последние достижения в области отслеживания движения глаз открывают новые возможности как в лабораторных, так и в реальных нейромаркетинговых тестах.
«Для нас очень важно вовлекать пользователей в разработку и оценку продуктов и услуг», — говорит Бенедетто. — Не просто спросить их мнение, а собрать объективные данные, поступающие от их глаз и мозга во время взаимодействия с продуктом или услугой».
Лаборатория TSW использует мобильные айтрекеры вместе с другими носимыми устройствами. :
- цифровыми: онлайн-рекламой, мобильными приложениями, веб-сайтами, программным обеспечением и экранными интерфейсами;
- физическими: материалов для печати, упаковки продуктов, автомобилями, мебелью для дома и розничными магазинами.
Возможность изучить естественное взаимодействие пользователя с продуктами и услугами позволяет разработчикам выявлять реальные плюсы и минусы продукта. Собранная информация показывает удовлетворённость и вовлечённость клиентов, способствует принятию дизайнерских решений.
«Одним из больших достижений стало внедрение отслеживания объектов в отношении анализа данных с мобильных айтрекеров», — говорит Фарнсворт из iMotions.
Звучит сложно, но на деле всё гораздо проще. Например, человек носит очки-айтрекер, взаимодействует с окружающей средой как обычно: на что-то бросает взгляд, к чему-то присматривается. Теперь всё это можно проанализировать: как долго человек смотрит на карту улиц, когда гуляет, замечает ли он рекламу. Фарнсворт уверен, способность автоматически распознавать фокус внимания на конкретных вещах имеет большое значение для понимания людей и дальнейшего использования этих знаний.
«С моей точки зрения, за использованием отслеживания взгляда в исследованиях интерфейсов и нейромаркетинге стоит огромный рынок, — утверждает Бенедетто из TSW. — Отслеживание взгляда позволяет неявно измерять поведение пользователя и превращает это измерение в количественные объективные данные. В течение многих лет мы полагались только на субъективные данные, и определенно пришло время для перемен».
Будущее айтрекинга
Вернер из Sinch считает, что скоро возникнет новая парадигма использования компьютеров, где айтрекинг станет неким пятым измерением. В сочетании с сенсорными экранами, мышью / сенсорной панелью, голосом и клавиатурой он сделает компьютеры намного более производительными и интуитивно понятными.
«Взгляд всегда предшествует любым действиям, которые вы выполняете с помощью мыши, клавиатуры и голоса, поэтому с помощью этих технологий будет разработано гораздо более естественное и простое взаимодействие компьютера с пользователем», — говорит Вернер.
Люди используют зрение чаще других органов чувств. Возможность отслеживать и измерять его в цифровом виде будет иметь большое влияние на то, как мы сознательно или невольно сообщаем компьютерам о своих намерениях.